Архивы
Рубрики

postheadericon Европейские народные сказки онлайн

Европейские народные сказки онлайнДорогие друзья! Вы зашли на сайт, где собраны Сказки народов Европы. Прочитав ее, вы откроете для себя на удивление широкий, разнообразный, яркий образ мира во всем его богатстве и неповторимости.

Множество разных сказок вы, непременно, знаете — их вам читали или рассказывали мама или папа, бабушка или дедушка.

Что же такое Сказка, когда и почему она возникла, как развивалась?

Сказка — это один из жанров устного народного творчества (Фольклора). Она существует у всех народов мира с незапамятной давности. В сказке воспроизведена жизнь того или другого народа в разные периоды его истории, начиная от первобытного и до наших дней. Этим она похожа на другие фольклорные жанры — Повествование, Перевод, Песню, Думу, которые непосредственно связаны с жизнью их творцов. Но в то же время сказка имеет свою особенность: действительность отображена в ней, сказать бы, не с фотографической точностью, а будто отбито в волшебном свете — преломлено через игру воображения, переиначено через выдумку. Однако это не лишает сказку связи с реальностью: напротив, именно реальность определяет ее идею, содержание, обиды героев, язык. Потому что никоим образом не каждая выдумка становилась сказкой. От пересказчика к пересказчику, из поколения в поколение люди пересказывали только то, что считали самым существенным, самым главным для себя. В сказке воплощено мировоззрение народа, его надежды, его мечты. За всеми обидами сказки — удивительными, ужасающими, смешными — прячутся необъятные глубины народной жизни.

Объединить сказки по определенным признакам — тоесть классифицировать издавна пытаются ученые, которые их исследуют, — Фольклористы. Однако и до сих пор единого мнения относительно этого в них нет. Поэтому разделить сказки на какие-то группы можно только условно. В настоящее время существует такое распределение: Сказки о животных, Волшебные, Социально-бытовые, Новеллистические. Но провести четкий предел между той или той группой не так просто. Каждая сказка имеет сюжет, в ней действуют герои — следовательно, она в известной мере Новеллистическая.

Во всех сказках о животных есть волшебный элемент — звери, птицы, рыбы разговаривают у них на человеческом языке и ведут себя как люди. А во многих волшебных сказках рядом с героями действуют животные, помогают им преодолеть преграды на пути к поставленной цели. Почти все сказки содержат «Авантюру«, то есть приключение, на котором основывается сюжет. И, наконец, нет ни одной сказки — о животных, волшебной, бытовой, новеллистической, — в которой не было бы наставления, морали. Временами эта мораль выражена прямо, иногда она выплывает из содержания, но в любой сказке любого народа мораль есть непременно.

Сказку создало художественное воображение наших далеких пращуров, ее начало теряется в глубине веков. Наиболее давно, вероятно, возникли сказки о животных. их начали составлять в обществе, где еще не было классов, где люди жилы родами и племенами и почти ничего не знали об окружающем мире. Мир этот казался им загадочным и ужасающим, населенным сверхприродными «верховными» существами. Некоторых они считали хорошими, благожелательными, других — плохими, злоумышленными, но и тех, и тех — могучими. Поэтому люди выдумывали разные обряды, с помощью которых пытались умилосердить эти «высшие силы», чтобы они облегчали жизнь. Животных они также боготворили, думая, что у каждого племени есть свой защитник или советчик, от которого зависит удача на охоте.

С течением времени сказки о животных теряли свой обрядовый, магический характер, становились похожими на басню. Пересказчики наделяли зверей, птиц, рыб человеческими добродетелями и изъянами, и действовали эти животные по большей части в полностью реальной, лишенной загадочности обстановке.

В фольклоре славянских и западноевропейских народов сказок о животных сравнительно немного. А вот у народов Америки, Австралии, Азии, Африки, их без счета. Конечно, в каждой стране в сказках живут «свои» животные. В Европе — это волк, медведь, лис, заяц, конь, собака, кот, петух (или курица), орел, ворон, в Азии и Африке — лев, тигр, слон, мартышка, черепаха, попугай, в Австралии — кенгуру. Правда, в сказках этих континентов иногда действуют и «европейские» животные.

Сказки о животных интересовали многих ученых и писателей мира.

Волшебные сказки люди начали составлять и пересказывать тоже издавна. Эти сказки так же тесно, как и сказки о животных, связаны с верованиями и обрядами наших пращуров. Существовал, например, Обряд посвящения юношей, которые достигли того возраста, когда можно самостоятельно охотиться или рыбачить, принимать участие в мужских боях и пении, жениться, в мужской охоте. Их заводили в лесные дебри, оставляли в одинокой хижине и, чтобы проверить их храбрость и выносливость, брали на суровое, а часто и на очень жестокую испытание. Те, кто его выдерживал, становились полноправными членами племени. Им, как считало племя, открывались тайны стихий, язык зверей, птиц и рыб, деяния духов добра и зла.

Этот обряд сопровождался разными магическими ритуалами.

В волшебных сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Это древнейшее наследство свойственно для сказок всех народов мира. их герои осуществляют удивительные подвиги, убивают чудовищ, даруют людям огонь и животворную воду, учат их ремеслам, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами — добираются даже под землю, гуляют по дну морскому, летают на Солнце и Луну. Из всех опасностей и испытаний они всегда выходят победителями и всегда достигают того, что задумали.

В любой волшебной сказке отразились представления народа о Добре и зле. Все герои этих сказок — борцы за вековые народные идеалы.

Социально-бытовые сказки люди начали составлять на более поздних этапах своей истории. Они основываются на живой действительности; в них, по большей части, нет фантастических превращений, волшебной выдумки, ситуации реальны. Эти сказки «населены» обычными людьми. Их герои — бедные крестьяне, ремесленники, наймиты, солдаты, — с одной стороны и вельможи, господа, богатые хозяева, купцы, священники — с другой. Первые — это чаще всего герои позитивные, вторые — негативные. Представители трудяг — работящие, умные, смелые, честные, верные в дружбе и в любви, их притеснители — тупые, спесивые, ленивые, изменчивые, жадные, трусливые. Их всегда выставляют в дураках.

В социально-бытовых сказках ярче всего и полнее всего отображен протест народа против социальной несправедливости, и что более поздние сказки, то решительнее и громче этот протест раздавался. Народ у них — борец за волю, за правду, за счастье.

Новеллистические сказки отличаются от бытовых «облегченным» и более острым сюжетом, смешными ситуациями. Герои здесь — весельчаки, острословы, ловкачи, отчаянные. Однако эти сказки — не только развлекательные. В них также разоблачаются и клеймятся человеческая нечистоплотность, зло и несправедливость.

Среди названных групп сказок можно выделить еще Юмористические, Сатирические, Сказки-легенды, Сказки-небылицы, Сказки-анекдоты, Сказки-притчи. В каждом из этих видов сказок несколько иначе строится сюжет, изображаются герои, действительность.

Здесь представлены сказки во всем их разнообразии. Есть сказки о животных, волшебные, социально-бытовые. Есть несколько притч.

Вот еще одна примета народной сказки — загадочная и на удивление интересная. Немало сказок совсем отличных один от другого народов — даже тех, которые живут на разных континентах, — подобные по содержанию, герои и сюжеты в них похожи, хотя, понятное дело, сказка каждого народа имеет свойственное только ей национальная расцветка. Например, сказка о рыбалке и рыбке известна почти во всей Европе, от скандинавского Севера и Исландии к Средиземному морю; знают ее и в Латинской Америке, и в Канаде, и в Азии (в частности в Индонезии), и в Африке.

Так же распространена во многих странах сказка о братце-медведе: ее рассказывают и во Франции, и на Кубе, и в Вьетнаме.

А сказки о злой мачехе и падчерице, о трех братьях — двух умных и дурачке, о бедном парне и царевне, о царевну-лягушке, о мужичке с ноготок, о змееборстве, о Коте в сапогах, о лисе и волке, о цветах папоротника, — у какого только народа их не встретишь! Не преувеличивая, можно сказать, что они бытуют на всей Земле…

Ученые-фольклористы многих стран стремились проникнуть в тайну этого явления и создали несколько теорий о причинах происхождения сказок разных народов мира.

Одна из таких теорий — Мифологическая. Ее сторонники — знаменитые собиратели немецкого фольклора Братья Гримм (Якоб и Вильгельм), английский исследователь индийских народных сказок Макс Мюллер, русские собиратели Александр Афанасьев и Федор Буслаев. По мнению этих ученых, все сказки развились из единственного источника — древнейшего Мифа. Миф — тоже жанр устного творчества народа. Возник он при первобытнообщинном строе, а может, и раньше, во времена доисторические. Миф — это сказание о явлениях природы, о разных событиях; это также фантастическое повествование о богах, обожаемых героях, вымышленных существах.

Другая теория — Миграционная. Она основывается на идее о том, что сказки «странствуют» по миру, от одного народа к другому. Эту теорию отстаивали немецкий исследователь индийских народных сказок Теодор Бенфей и российский академик Сергей Федорович Ольденбург.

Есть еще одна теория, с помощью которой ученые объясняли происхождение сказок разных народов мира. Это теория бытового психологического порождения сюжетов. Ее творцы — английский этнограф и филолог Джеймс Фрейзер и академик Александр Николаевич Веселовский, — изучая быт, духовную культуру и социальную жизнь племен и народностей, которые стояли еще на доклассовой степени развития, пришли к выводу: подобие сказок объясняется тем, что на заре своей истории люди имели одинаковые условия жизни и одинаковую психологию.

Учение о «общности» сказок, об их принадлежности разным народам углубил выдающийся советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп. Он обнаружил единство всех принципов построения сказок, объяснил их подобие на почве исследования истории многих человеческих обществ. Выходил он из того, что связь сказки с действительностью, — не прямой, а чрезвычайно сложный, опосредствованный.

Пропп утверждал, что сказка — это произведение историческое, поскольку она непременно отображает определенный этап жизни народа, который ее составил. Однако Историзм этот не прямолинеен: явления и события, что о них рассказывается в сказке, переиначены, «перекодированы», — поэтому обнаружить его очень трудно. Ведь идет речь о событии, явлении, ситуации, которые существовали в глубокой древности. Чуть ли не все фольклорные сюжеты содержат в себе художественное переосмысление, «отрицания» верования или обряда, которые когда-то были с ним связаны.

Творение сказки свидетельствует о том, какие крепкие связки соединяют людей, которые живут на Земле. Здесь все неразрывно: и первичное родство разных народов, и общность человеческой психологии, и происхождение законов материальной и культурной истории, начиная от наипервейших ее степеней.

Следовательно, мы можем утверждать: сказки разных народов мира похожи между собой потому, что желание и стремление, надежды и мечты всех народов похожи. Все народы одинаково понимают то, что считают истиной и неправдой, справедливостью и притворством, преступлением и наказанием, геройством и трусостью, величием, и нечистоплотностью.

Все народы всегда хотели, хотят и будут хотеть жить в мире, согласии и достатке, растить детей, воспитывать в них любовь к труду, любознательность, честность, доброту и искренность мыслей и чувств. Все народы стремились, стремятся и будут хотеть свободы и счастья. И обо всем этом рассказывалось, рассказывается и вовек будет рассказываться в сказках, которые их составляли, составляют и будут составлять народы мира.

Огромное разнообразие сказок народов нашей планеты, — это свидетельство бессмертной мудрости и красоты человечества. Это бесценная казна его демократической культуры. Это искусство, созданное в веках на исторических путях всех народов в их борьбе за продвижение, за будущее.

Из этой казны мы зачерпнули несколько пригоршней бриллиантов и самоцветов и рассыпали перед вами. Перебирайте их, любуйтесь их красками и блеском. И пусть эти нетленные драгоценности — народные сказки — учат вас любить добро, ненавидеть зло, пусть вдохновляют вас на готовность всегда стоять на обороне первого и не отступать перед вторым во всех его формах и проявлениях.

В одном селе жил старый дед. Он был очень беден, ничего не имел.

Давным-давно, когда еще мир был молод, в одной далекой долине стоял большой каменный замок, а вокруг замка рос густой лес.

Был себе мужчина и имел он двух сыновей. Старшего, Хосе, забрали в солдаты и послали в Америку, где он прослужил много лет.

Один мужчина имел красивый виноградник. Около виноградника лежала куча камней, где жила большая змея.

Когда-то давным-давно жил один старый лорд. Жил он в роскошном замке на берегу моря, но чувствовал себя очень одиноким, потому что не имел ни одного близкого человека.

В давние времена, когда еще Англией правил король Эдвард Третий, жил в одном селе парнишка.

В славном городе Лувень жил себе парень Кентен. Его отец был кузнецом, поэтому с малых лет учил парня кузнечного ремесла.

В далеких Ниольских горах, где так редко идут дожди, где камни от жары рассыпаются на порох, а земля отвердевает и становится, как кремень, прислонялись к склонам убогие дома небольшого села.

Жили себе когда-то давно король и королева. Имели они дворец, имели королевство и много подданных.

Жил себе царь, и имел он трех дочерей. Неожиданно прилетела весть, что соседний царь идет на него войной.

Осталось сиротами четверо братьев. Все, что отец оставил им перед смертью, — это одна коврига.

Жили себе мужчина и женщина, и так они любили друг друга, что и не рассказать. Его звали Шан, и он был глуповат, а ее звали Марижуана.

Комментарии запрещены.

Важные материалы: Пошив одежды в ателье . С информацией по ценам.